Злоба, у которой нет имени, хладнокровная, потаенная враждебность, бессильное желание, скрытая неприязнь и недоброжелательность - вот что составляет самую суть зависти. Зависть затуманивает мысли, пишет Джозеф Эпштейн, лишает нас благородства, убивает надежду на спокойствие, наконец, иссушает душу. Из семи смертных грехов, утверждает он, только в зависти нет ничего приятного. Ведя разговор с читателем в ироничной манере, благодаря которой серьезный материал воспринимается легко и не навевает скуку, Эпштейн знакомит нас с многочисленными обличиями зависти. Автор рассказывает о том, что великие мыслители прошлого и настоящего писали о зависти; о различиях между завистью, острым желанием, ревностью, обидой и злорадством; перечисляет то, что служит предметом наиболее острой зависти: богатство, красота, власть, талант, знания и мудрость, удачливость и молодость. Отдельно рассматривается зависть, распространенная в научных кругах, где она перемешана со снобизмом и ощущением собственного бессилия. Эпштейн показывает, что в зависти всегда присутствует элемент злобы - завистник жаждет разрушить счастье других людей. Он высказывает предположение, что зависть к поразительному успеху, которого добились евреи в Германии и Австрии, возможно, скрывается за жесточайшим антисемитизмом нацистов.
|
|